Восточная живопись — один из самых ярких и самобытных жанров искусства, её особенности связаны с культурой и традициями стран Востока. Также её отличительной чертой является триединство композиции: изображения, каллиграфия, печать.
Внутри направлений восточной живописи существует множество стилей. Отмечу основные, в которых представлены работы на данном сайте: японский стиль рисования суми-э и китайский се-и, основной задачей которых является передача духа посредством изображения.
Техника суми-э — древняя японская техника рисования тушью (в переводе с японского «суми» — тушь и «э» — живопись, картина), особенностями которой являются энергия и одухотворённость, воображение и импровизация, философский подход и художественное восприятие мира. «Суми-э» — это рисунок тушью на тонкой бумаге, по которой кисть «ходит сама по себе» или, как говорят, «танцует». Простыми словами, суми-э — это тип монохромной живописи, похожей на акварель. Простота и лаконичность, но при этом содержательность и символизм — базовые принципы суми-э. Также особенностями суми-э являются легкость и воздушность, изображения исключительно в черно-белых тонах, а использование цвета в классическом суми-э допускается только в виде лёгкого намёка.
Название стиля се-и происходит от двух слов: «се» — писать и «и» — идея, смысл. Основа этого стиля — передача идеи, самой сути предметов в свободной форме. За размашистыми незамысловатыми штрихами в произведениях в стиле се-и скрываются глубокие, неоднозначные образы, здесь царят свобода и полёт мысли. Небрежные на первый взгляд картины при более детальном рассмотрении оказываются настоящим откровением, в них чувствуется живая душа. Стиль китайской живописи се-и можно назвать излюбленным для художников, творящих по вдохновению, на одном дыхании. Основное отличие стиля се-и от суми-э — это бОльшая цветовая насыщенность красок, причем как в цветном выражении, так и в чёрно-белой гамме; также можно выделить бОльшую небрежность и «отсутствие воздушности» в се-и.
Несмотря на классические особенности стилей и их традиционные правила, китайская и японская живопись дают художнику огромную свободу выбора в направлении изобразительного творчества. Учитывая собственное желание и цель конечной работы, лишь творцу-художнику самому решать, насколько придерживаться тем или иным правилам в суми-э, се-и или другом стиле. Таким образом, используя привычные технику и приёмы работы с кистью и тушью, специальные материалы, а также позволив себе фантазировать и импровизировать, можно получить на выходе исключительно индивидуальные, неповторимые и живые работы, которые будут продиктованы желанием, настроением и эмоциональным состоянием творящего.